ABC-анализ

Рассказываем, что такое ABC-анализ, зачем он нужен, какие решения вы можете принимать на его основе и как провести такой анализ в системе MarketRun.

ABC-анализ - это метод, позволяющий классифицировать товарный ассортимент с точки зрения влияния на оборот или прибыль бизнеса.

В рамках анализа товары разбиваются на следующие категории:

  • Товарная группа A (AA) – наиболее ценные товары, обычно составляют около 20% ассортимента, но приносят около 80% прибыли или оборота.
  • Товарная группа B (AB - CB) – товары средней значимости, которые могут составлять около 30% ассортимента и приносить около 15% прибыли.
  • Товарная группа C (CC) – наименее важные товары, обычно около 50% ассортимента, но приносят лишь 5% прибыли.

Существуют следующие варианты анализа:  по выручке, по прибыли, либо одновременно по выручке и прибыли (в таком случае каждому товару присваивается категория как по выручке, так и по прибыли. Например, товар по выручке попадает в категорию А, а по прибыли в категорию В. При анализе одновременно по выручке и прибыли товару будет присвоена категория АВ)

При анализе товарного ассортимента вы можете принять различные решения:

  1. Проанализировать товар в категории А/АА: если он так хорошо продается и приносит прибыль, то может стоит сконцентрировать больше усилий на нем? А может в этот товар вложено уже достаточно усилий и это товар - ваша “дойная корова”. Тогда главное поддерживать рекламные и прочие расходы в том же объеме и сконцентрировать усилия на раскручивание товаров из других товарных групп.

  2. Проанализировать товары, попавшие в категорию B/AB - BC: можно ли их вывести в группу A? Чего для этого не хватает? Когда мы рассматриваем одновременно по Выручке и Прибыли, можно отдельно уделить внимание разным сочетаниям. Например, товары попавшие в группы AB, АС: почему эти товары имеют хороший оборот, но низкую прибыль? Возможно, стоит оценить юнит-экономику этих товаров и понять как сократить расходы? Или они так хорошо продаются потому что низкая цена, а на самом деле вы работаете “вхолостую”? А возможно для такого товара это нормально и вы зарабатываете на большом количестве продаж - такое тоже возможно.

  3. Проанализировать почему товар попал в категорию С/СС: нужно ли держать этот товар в ассортименте или стоит избавиться? А может это товар который недооценен и нужно вложиться в рекламу и создание более привлекательной карточки товара.

В целом, отчет “ABC-анализ” - это не список готовых решений, а подготовленный и обработанный лист ваших товаров для принятия вами управленческих решений на основе знаний о товаре.

Как сделать ABC-анализ.

Для того чтобы провести ABC-анализ, перейдите на вкладку Отчёты > ABC-анализ:


Установите период для анализа и параметры: по выручке, прибыли или рассматривайте и то и другое одновременно. Есть возможность анализировать товары в рамках отдельных категорий, предметов и брендов:

Как провести ABC-анализ по размерам.

В таблице ABC-анализа товары разных размеров отображаются отдельно. Например, 1-ый в списке товар - это товар 50-ого размера. А 3-ий в списке - это тот же товар, но 48-ого размера (см. последний столбец):


Также нажав двойным кликом мыши в один из товаров, можно попасть в детальную аналитику по нему:


👆 На этом пока всё