ABC-анализ - это метод, позволяющий классифицировать товарный ассортимент с точки зрения влияния на оборот или прибыль бизнеса.
В рамках анализа товары разбиваются на следующие категории:
Существуют следующие варианты анализа: по выручке, по прибыли, либо одновременно по выручке и прибыли (в таком случае каждому товару присваивается категория как по выручке, так и по прибыли. Например, товар по выручке попадает в категорию А, а по прибыли в категорию В. При анализе одновременно по выручке и прибыли товару будет присвоена категория АВ)
При анализе товарного ассортимента вы можете принять различные решения:
Проанализировать товар в категории А/АА: если он так хорошо продается и приносит прибыль, то может стоит сконцентрировать больше усилий на нем? А может в этот товар вложено уже достаточно усилий и это товар - ваша “дойная корова”. Тогда главное поддерживать рекламные и прочие расходы в том же объеме и сконцентрировать усилия на раскручивание товаров из других товарных групп.
Проанализировать товары, попавшие в категорию B/AB - BC: можно ли их вывести в группу A? Чего для этого не хватает? Когда мы рассматриваем одновременно по Выручке и Прибыли, можно отдельно уделить внимание разным сочетаниям. Например, товары попавшие в группы AB, АС: почему эти товары имеют хороший оборот, но низкую прибыль? Возможно, стоит оценить юнит-экономику этих товаров и понять как сократить расходы? Или они так хорошо продаются потому что низкая цена, а на самом деле вы работаете “вхолостую”? А возможно для такого товара это нормально и вы зарабатываете на большом количестве продаж - такое тоже возможно.
Проанализировать почему товар попал в категорию С/СС: нужно ли держать этот товар в ассортименте или стоит избавиться? А может это товар который недооценен и нужно вложиться в рекламу и создание более привлекательной карточки товара.
В целом, отчет “ABC-анализ” - это не список готовых решений, а подготовленный и обработанный лист ваших товаров для принятия вами управленческих решений на основе знаний о товаре.
Для того чтобы провести ABC-анализ, перейдите на вкладку Отчёты > ABC-анализ:
Установите период для анализа и параметры: по выручке, прибыли или рассматривайте и то и другое одновременно. Есть возможность анализировать товары в рамках отдельных категорий, предметов и брендов:
В таблице ABC-анализа товары разных размеров отображаются отдельно. Например, 1-ый в списке товар - это товар 50-ого размера. А 3-ий в списке - это тот же товар, но 48-ого размера (см. последний столбец):
Также нажав двойным кликом мыши в один из товаров, можно попасть в детальную аналитику по нему: